: : Мегалайнерам : :
: : Скачать с внешки : :
: : Игры онлайн : :
: : Разное : :
: : От 18 и старше : :
: : Скачать бесплатно : :
: : Радио и ТВ : :
Радио мегалайнерам

ТВ мегалайнерам
: : Отвлекемся : :

Играть игру War Machine

Гонки на смерть!

: : Партнеры : :

Обратная связь Связь с администрацией

: : Популярное : :
: : SMS на Beeline : :

Отправить смс

Номер телефона
Ваше сообщение


Kод:
Код
: : Последние комментарии : :
Бесплатный трафик для мегалайнеров

День святого Федора
День святого Федора
Такие конные скачки следует поощрять
Одним из интересных и ярких праздников является день св. Федора, который отмечается в первую субботу Великого поста (февраль-март в зависимости от дня Пасхи). В этот день, который у гагаузов называется "Todor gűnű", "aó Todur" во многих селах устраивали конные состязания (скачки). В празднике принимало участие все село. У гагаузов имеется специальное слово для обозначения такого рода мероприятий: "kuşiä", "kosu", "at jarışları". Коневодство у гагаузов было хорошо развито. По сведениям известного тюрколога В. Мошкова, в начале ХХ века в хозяйстве среднего гагауза было три-четыре лошади, а у богатого — пять-восемь лошадей.

    

Рано утром по каждой улице разъезжали всадники на празднично убранных конях. Еще до того, как молодые парни верхом на лошадях начинали разъезжать по селу, девушки мыли голову, а воду выливали на проезжую часть улицы. При этом в заклинании, произносившемся в основном на молдавском, реже на гагаузском языке, содержалась просьба к св. Федору дать девушке такую же длинную и толстую косу как лошадиный хвост.

После окончания в церкви утреннего богослужения за селом начинались скачки, которые обычно устраивались на дистанцию 4-5 км. В скачках участвовали холостые парни и мальчики помладше. Иногда перед началом скачек участники объезжали кладбище 3 раза. Вероятно, это делалось с целью “пригласить” умерших предков к празднику, с целью содействовать пробуждению природы. Призы для победителей выделялись в основном именинниками — Федором, Федорой: рубашки, полотенца, ткани, калач, реже деньги. В доме хозяина лошади-победительницы по окончании соревнований небольшое угощение для всех присутствующих, т. е. это своеобразная форма чествования коня. Согласно поверью гагаузов, участие лошадей в этом празднике было главным средством для предохранения их от болезней.

В день св. Федора в церкви приготовляли особого рода кутью ("bűűk koliva") в честь умерших, которая варилась традиционным способом (из твердых зерен пшеницы). Часть освященной кутьи уносится каждым домой. Ее вешали на чердаке, с целью предохраниться от злых духов. Родственники посещали могилы умерших, зажигали на могилах огни и раздавали поминальную еду (pomana).

Обычаи "Тодорова дня" посвященные в основном лошадям, важной частью которых являлись скачки, широко распространены у народов Балкано-Карпатского региона. С другой стороны, культ коня характерен для всех тюркских народов, у которых конные состязания (зачастую представляющие собой борьбу за обладание тушей козла) устраивали по различным поводам. Связь скачек с культом предков в яркой форме появляется у тюркских народов, но также прослеживается и у народов Балкано-Карпатского региона.

По мнению болгарского ученого Т. А. Колевой, в основу обрядности Тодорова дня легли некоторые обрядовые действия, составляющие часть праздничной системы до славянского населения — фракийцев и даков. На наш взгляд, при выяснении вопроса о корнях данного обряда на Балканском полуострове, не следует упускать тот факт, что осевшим на Балканах тюркским народам также был характерен культ коня. Поэтому в вопросе о культе коня у народов Балкано-Карпатского региона следует говорить также и о тюркском влиянии.

Каково же происхождение этого обычая у гагаузов?

Развитая терминология по скотоводству, в том числе по коневодству (исследованная М. Губогло), а также наличие в гагаузских балладах и дастанах сведений о конных скачках позволяет сделать вывод о том, что обычай устраивать скачки у гагаузов имеет добалканские корни, т. е. связан с культурой древнетюркских народов. В то же время следует отметить, что в такой форме, в которой дошла до нас обрядность праздника в честь коня у гагаузов следует говорить о взаимовлиянии нескольких культур и о сформировании данной обрядности на территории Балканского региона.

Одной из причин, благодаря которой сохранился у гагаузов обычай устраивать скачки – это дифференцированная политика епархиального начальства во второй половине Х1Х века по отношению к народным обрядам бывших “болгарских переселенцев”. Отмечалось, что "… некоторые обряды исполнены поэтической прелести и по форме и по обстановке своей невинны и в сущности полезны — каковы, например, конные скачки. Такие конные скачки, по нашему мнению, следует даже поощрять".

Итак, анализ обрядности Тодорова дня у гагаузов свидетельствует о том, что она представляет собой симбиоз древних традиций степных народов с традициями народов Балканского региона, где протекала жизнь предков гагаузов с XI до ХVШ в.

В конце ХХ века в некоторых гагаузских селах (с. Гайдары) была предпринята попытка возродить древнюю традицию скачек в Тодоров день. В г. Чадыр-Лунга в конце 90-х годов начали устраивать скачки в праздник Hederlez (в день св. Георгия). Это в некоторой степени не согласуется с народной традицией. Согласно имеющимся сведениям, гагаузы не устраивали скачек в праздник Hederlez.


Похожие новости (возможно здесь есть то, что Вам нужно):