: : Мегалайнерам : :
: : Скачать с внешки : :
: : Игры онлайн : :
: : Разное : :
: : От 18 и старше : :
: : Скачать бесплатно : :
: : Радио и ТВ : :
Радио мегалайнерам

ТВ мегалайнерам
: : Отвлекемся : :

Играть игру War Machine

Гонки на смерть!

: : Партнеры : :

Обратная связь Связь с администрацией

: : Популярное : :
: : SMS на Beeline : :

Отправить смс

Номер телефона
Ваше сообщение


Kод:
Код
: : Последние комментарии : :
Бесплатный трафик для мегалайнеров

Русали - русалки - пери
Русали - русалки - пери

Одним из наиболее ярких мифических образов в народных воззрениях гагаузов – Русали, в честь которых отмечали Русальные праздники. Празднование в честь Русалий, Русаля, Русалок и т. д. широко распространено у народов Юго-Восточной Европы. Однако, как отмечала русский ученый Т. Златковская, под одним и тем же наименованием у различных народов существуют разные циклы обрядов./1

У гагаузов празднование в честь Русалий включает в себя два этапа: встреча Русалий (Rusalilеri getirmää), приуроченная к празднику Преполовения, который в народе называется “Русальная Среда” (Rusali çarşambası). Второй этап праздника – Русальная неделя (Rusali aftası) начинался сразу же после Троицы, в понедельник, и завершался накануне или в первый день Петрова поста обрядом проводов Русалий (Rusalileri koolamaа реже Rusalileri geçirmää). В празднике участвовали только женщины.

По времени исполнения гагаузские “Русальные праздники” в основном совпадают с русальными праздниками болгар, румын, молдован и украинцев (у болгар – от Вознесения до Троицы, у молдован – с Троицкой субботы; у украинцев – перед Троицей или после нее). 2

Обряд Русали у гагаузов представляет собой своеобразную форму данного обряда. С одной стороны, в гагаузском обряде Русалии наблюдается некоторое сходство с восточнославянской русальной обрядностью, которая выражается в общей идее такого рода обрядов – в магии плодородия. Воззрения на образ Русалий (женщины и дети умершие неестественной смертью – “заложные” покойники), а также древние способы предохранения от их злого воздействия во многом схожи у гагаузов с народами Юго-Восточной Европы (болгарами, молдаванами, румынами и восточными славянами. Полынь (pelin) расстилали в комнате на полу, ее носили в кармане рубашки, на пояснице, и даже клали в постель, пили настойку из водки или вина с полынью.

Во время Русальных праздников соблюдали ряд ритуальных запретов с целью “не разгневать Русалий” (запрещено работать в поле и дома; стирать, купаться, спать в обед, особенно в поле). С другой стороны, способ исполнения обряда, а также некоторые воззрения на образ Русалий подчеркивают специфичность гагаузского обряда.

В некоторых селах (Авдарма, Чок-Майдан, Джолтай, Казаклия, Баурчи – полевые записи автора за 1996-1998 гг.) женщины-колхозницы в Русальную Среду устраивали пышную процессию с ряжеными (невестой и женихом, или только с невестой). По сведениям информаторов, “Русалий приглашали в село как дорогих гостей с другой планеты”. Для них устраивали “свадебное гулянье” с хоро, песнями, музыкой (не везде), весельем, и общей трапезой. В селах Джолтай, Баурчи подобные празднования имели место в 80-90-х годах ХХ в.

Помимо подобных общих “встреч-приглашений”, в некоторых селах русалий встречали также в каждом доме, т. к. полагали, что от этого зависит благополучие их хозяйства (с. Джолтай). Рано утром, до рассвета, старшая в доме женщина выливала у ворот дома кружку воды и приглашала русалий прийти с плодородием: “buуurun Rusalilär bereketlän!” (добро пожаловать, русалии, с плодородием). Связь гагаузских “русалий” с водой проявляется также в том, что участники обрызгивали друг друга и прохожих водой (с. Баурчи). В данном обрядовом действии проявляются элементы симпатической магии, где желаемое достигается подобными же действиями.

В Русальную среду, согласно народному поверью, русалии выходят из воды и их можно увидеть возле реки, ручья, на поле. Ввиду отсутствия во многих гагаузских селах каких-либо водных источников, рек, нельзя накладывать на гагаузское понятие Русалии устоявшийся в литературе образ Русалки. У Русалий нет также одного из характерных признаков, свойственного Русалкам – щекотать людей, особенно мужчин. В то же время, Русалии, как и Русалки, одеты в белую одежду, с длинными волосами, любят кататься на качелях. Образ русалий во многом схож с образом восточнославянской Полудницы (вредит людям спящим в обед, опыляет злаковые, бережет урожай).

Как и у других народов Юго-Восточной Европы / 3, в представлении гагаузов о Русалиях, как мифических существах, наблюдается некоторая двойственность, связанная с представлениями о добрых и злых духах. С одной стороны, русалии в воззрениях гагаузов – это добрые духи, которые ухаживают за посевами зерновых и орошают их. С другой стороны, Русалии – это злые духи, способные сильно навредить человеку: лишить ума, парализовать, перекосить лицо и т. п. Двойственные и нечеткие представления о русалиях также проявляются в том, что к ним иногда приписывают мифические существа другого рода (мужчин, зачастую похожих на великанов с негативным отношением к человеку). / 4

Наряду с этим проявляется значительное сходство образа гагаузских Русалий и демонических существ (Пири, Пери), широко распространенных у тюркских народов Малой и Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа и Поволжья. Своими корнями данный образ уходит в иранскую мифологию, где “Пари” “Пери” – это “злокозненные существа женского пола”. В средневековой персидско-таджикской поэзии изобилуют положительные значения слова пери. Пери бывает невидимкой, а когда появляется –“очень красива и мила”, очаровывает …, иногда творит добро, но способна лишить сознания, разума. Общим признаком у Русалий и Пери также является связь с водой – источником плодородия и белый цвет одежды. К архаическим элементам также относится одно из качеств свойственных Пери – это утрата ими активности при свете дня, что характерно также и для гагаузских Русалий. / 5

Однако у тюркоязычных народов Малой и Средней Азии существует и другое понятие Пиры “Piri” – это духи, которые являются помощниками и покровителями человека в его деятельности: “Пир земледелия”, “Пир берекета” (плодородия), “Пир от болезней” и т. д. / 6 У тюркских народов образ Пири более широкий.

В гагаузско-русско-молдавском словаре слово Пери не отмечено, хотя образ Пери и Русали, как мы видели, имеет общие корни. В то же время, было бы неверно отождествлять образ гагаузских Русалий с образом Пери. Действие гагаузских Русалий имеет строго определенный промежуток времени (конец весны – начало лета), что не характерно для пери. Кроме того, Пери тесно связаны с деятельностью колдунов или шаманов, что, в свою очередь, не свойственно гагаузским Русалиям.

Полевые исследования, проведенные автором в гагаузских селах Молдовы, свидетельствуют о том, что русалии у гагаузов не являются исключительно отрицательным мифологическим образом, как это следует из фольклора, записанного В. Мошковым. Русалий приглашали в село, а также в их честь устраивали торжество с целью добиться их расположения, т. к. от них зависело благополучие каждого хозяйства. Содержание обрядовых действий “Koolamaа Rusalilеri” имели положительное значение – почтительные “проводы” Русалий.

Несмотря на то, что в некоторых селах обряды Встречи и Проводов Русалий заключались лишь в общих трапезах женщин, употреблении вина с полынью и соблюдении всех предохранительных мер, везде прочно сохранялось названия основных обрядовых действий. На основании этого факта можно сделать предположение, что подобные обряды Встречи и Проводов Русалий когда-то совершались во всех гагаузских селах. Сохранение названий основных обрядовых действий, но почти полная утрата самого обряда имеет место и в восточнославянской обрядности. / 7

Характерной чертой гагаузской русальной обрядности, как и восточнославянской, является аграрно-растительная тематика, магия плодородия. Однако культ растительности проявляется несколько слабее, чем у восточных славян (нет многих обрядовых действий, связанных с зеленой растительностью: завивание березовых ветвей, внесение деревьев в село и т. д.).

Название обряда Русали, время его празднования, а также некоторые элементы составляющие содержание этой обрядности во многом схожи у гагаузов с другими народами Балкано-Карпатского региона, что является результатом длительного совместного проживания в едином хозяйственно-культурном ареале. Особенностью гагаузской, как и восточнославянской русальной обрядности, является отсутствие ритуальных действий направленных на “исцеление, врачевание людей” (хождение на росен (у болгар), участие кэлушариев, русальских дружин (мужских союзов), что составляет основу русальской обрядности у болгар, румын и молдаван.

В вопросе о происхождении русальной обрядности у гагаузов невозможно дать однозначный ответ. С одной стороны, она схожа с русальной обрядностью народов Балкано-Карпатского региона. С другой стороны, в гагаузской русальной обрядности много общего с аналогичной обрядностью восточных славян. Форма русальной обрядности у гагаузов сохранила множество архаичных элементов, которые вряд ли могли быть заимствованы гагаузами у украинцев в XIX веке, то есть после переселения гагаузов в Бессарабию. Можно предположить, что русальная обрядность у гагаузов является результатом этнокультурных контактов предков гагаузов (печенегов, половцев), длительное время проживавших на окраинах Руси, /8 с древнеславянским населением и относится к добалканскому периоду.


Похожие новости (возможно здесь есть то, что Вам нужно):