: : Мегалайнерам : :
: : Скачать с внешки : :
: : Игры онлайн : :
: : Разное : :
: : От 18 и старше : :
: : Скачать бесплатно : :
: : Радио и ТВ : :
Радио мегалайнерам

ТВ мегалайнерам
: : Отвлекемся : :

Играть игру War Machine

Гонки на смерть!

: : Партнеры : :

Обратная связь Связь с администрацией

: : Популярное : :
: : SMS на Beeline : :

Отправить смс

Номер телефона
Ваше сообщение


Kод:
Код
: : Последние комментарии : :
Бесплатный трафик для мегалайнеров

20 декабря Праздник в честь курицы
20 декабря  Праздник в честь курицы
Знакомство с обычаями и обрядами своего народа будет неполным, если не будет сказано: эти праздники и обряды характерны только для гагаузов или распространены и у других народов. Народы, находясь в постоянном развитии, взаимодействуют друг с другом. Поэтому многие обычаи и обряды имеют место у разных народов и на различных стадиях их развития. В большей степени эта общность проявляется у народов, живущих длительное время по соседству, со сходным хозяйственно-культурным типом, климатическими условиями, единой религиозной принадлежностью (православием) и общей исторической судьбой. Исследование календарных праздников у европейских народов позволяет выделить более широкую область, для которой характерны общие обычаи и обряды, - это народы Юго-Восточной Европы, и более узкую, включающую народы Балканского полуострова. Наличие общих обычаев и обрядов не означает, что все они заимствованы одним народом у другого. В некоторых случаях могли быть заимствованы лишь название или внешняя форма обряда, а не содержание. Многие из них являются результатом деятельности нескольких народов, проживающих в единой историко-этнографической области. В этой связи нам бы хотелось описать некоторые важные обычаи и обряды гагаузов и отметить имеющееся сходство и отличия, если таковые имеются, с календарными обрядами соседних народов.
День Св. Игнатия (20 декабря / 2 января) открывает цикл рождественско-новогодних праздников. Этот день известен в народе под различными названиями: İgnajka, İgnajdin, İgnat günü, Taukların günü, Tauk yortusu (день / праздник Курицы). По насыщенности народными обрядами Игнатьев день почти не уступает празднику Рождества.

В этот день совершали магические действия с кутьей (koliva), обрядовым хлебом (pita), пшеницей и кукурузой с целью обеспечения плодородия земли и увеличения числа домашней птицы. По кутье и обрядовой лепешке пытались предсказать погоду, урожай, судьбу крестьянского хозяйства в целом (по первому посетителю) и каждого члена семьи в отдельности (по монете в обрядовом хлебе – с. Виноградовка). Считалось, что “тот, кому достанется эта монета, запеченная в обрядовой лепешке, будет счастлив в наступающем году”.

Основу обрядности Игнатьева дня составляет обычай, связанный с посещением первого, вошедшего в дом человека – Полезника (Poleznik). Войдя в дом, он имитировал звуки характерные для цыплят, ягнят, телят. Данные магические действия совершали с целью увеличить приплод домашней птицы и животных. Первого посетителя усаживали около очага “nicä kloçka” (как квочку) и угощали едой и вином. Считалось, что пол полезника влияет на пол будущих цыплят и животных и от того, “насколько легкая у него рука, зависит плодородие в хозяйстве”. Поэтому иногда хозяйки сами приглашали известного им человека к себе домой, посещение которого считали благоприятным для разведения домашней птицы. Чтобы куры “не разбегались по соседям” хозяйки кормили их обрядовым хлебом в замкнутом круге.

Начиная со дня Св. Игнатия и до Рождества во многих гагаузских селах резали откормленных свиней, еду из которых готовили лишь на Рождество. В некоторых селах с Игнатьева дня спрашивали у хозяев разрешение на колядование. Если следовало согласие, то тогда колядовали.

С Игнатьевым днем связано представление об увеличении светового дня и активизации “нечистой силы” (Cadı). В этой связи в народе имеется следующая примета: “дни от Игнатьева дня до Драгайки (день летнего солнцестояния) увеличиваются, а от Драгайки до Игнатьева дня становятся короче. С целью предохранения от нечистой силы рассыпали по двору просо, сопровождая данное действие словесным заклинанием. Таким образом, характер и содержание магических действий, которые совершали накануне или в день Св. Игнатия, свидетельствуют о том, что этот день воспринимался в народе как отправная точка нового отрезка времени, то есть как день зимнего солнцестояния.

Начиная с Игнатьева дня до Рождества женщины, особенно беременные, соблюдали запрет на прядение, в основе которого лежит легенда о предродовых муках девы Марии, широко распространенная также у народов Юго-Восточной Европы.

Обрядность Игнатьева дня у гагаузов во многом схожа с обрядностью этого дня у южнославянских народов. Аналогичные обычаи, связанные с первым посетителем, известны многим европейским народам, а также чувашам, касимовским татарам, таджикам и другим народам и исполнялись обычно на Новый год, что свидетельствует об индоевропейских корнях данного обряда.

Таким образом, в обрядности Игнатьева дня у гагаузов проявляются элементы магии плодородия, культа предков, связанные с апотропеической и инициальной магией, в основе которой лежит воззрение о начале года. Все это указывает на то, что народные представления о наступлении дня зимнего солнцестояния связаны с днем Св. Игнатия, в то время как у многих народов Юго-Восточной Европы обычай аналогичный полезнику, а также магические действия с кутьей и различные виды гаданий имели место в рождественско-новогодней обрядности.


Похожие новости (возможно здесь есть то, что Вам нужно):